Путешествие на Дулевский фарфоровый завод

Дулевские сервизы стояли на полочках серванта почти в любой советской квартире. Помните росписи на фарфоровых чайниках и блюдцах – яркие розы с круглыми лепестками, крупный щедрый мазок кисти? У этого рисунка есть собственное имя, в Дулеве такие картинки издревле зовут агашками: то ли в честь деревенских Аграфен, расписывавших фарфор в позапрошлом столетии, то ли по имени художницы Агафьи Кустарёвой, в работах которой агашки встречались особенно часто. 

Деревни Ликино и Дулёво появились то ли во времена Ивана Грозного, то ли на сотню лет позже. Согласно переписи церковных земель, «деревня Ликина» состояла тогда всего из четырех дворов. 
  

Старообрядческая фарфоровая империя

Собственно производство было основано в 1832 году в местечке Дулево близ деревни Ликино. Предприниматель Терентий Кузнецов, сын Якова Кузнецова, основателя первого фарфорового завода в Гжели, решил расширить предприятие, выкупил землю у помещиков Сарычевых, и основал свое дело, прихватив с отцовской фабрики опытных мастеров, знавших секреты изготовления качественной фарфоровой массы и рецепты ярких красок, а таккже владевших приемами искусной росписи. В Гжели узоры на фарфоре выписывали окисью кобальта, и синих птиц уже узнавали по всей России, поэтому в Дулеве решено было выработать свой фирменный стиль. Кузнецов сделал ставку на народное творчество, простой и яркий рисунок. Так появились агашки. Вместо кобальта художники стали использовать другие цвета – розовый, пурпурный и позолоту.

После смерти Терентия Кузнецова Дулево досталось его сыну Сидору, а в 1864 году перешло к его сыну Матвею Кузнецову, будущему «фарфорофаянсовому королю всея Руси». Мальчика к продолжению фамильного дела готовили с детства – в 1861 году его отправили учиться в коммерческое училище в Ригу, а одновременно с учебой Матвей Сидорович проходил производственную практику на местном заводе. Это дало результат – в начале XX века Дулево стало самым крупным фарфоровым заводом в России, на нем трудилось 2335 человек. В цехах стояли французские станки, Кузнецов приглашал для работы над эскизами известных художников, в том числе Михаила Врубеля. В 1902 году владельцу завода было пожаловано звание поставщика двора Его Императорского Величества.


Все без исключения члены многочисленного семейства Кузнецовых были старообрядцами, а Матвей Сидорович даже занимал почетный пост председателя старообрядческой общины Рогожской слободы. При приеме на работу Кузнецовы предпочтение отдавали тоже старообрядцам. Кузнецовы были рачительными хозяевами. В фабричных поселках они построили семь старообрядческих церквей, четыре молитвенных дома, шесть школ, семь больниц и много чего еще, включая бани и спортивные плацы.

После революции фабрика была национализирована и переименована в Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». Предприятие разрасталось, при нём появились собственный красочный завод и художественная лаборатория. В тридцатые годы XX века выпуск изделий составлял около 75 миллионов фарфоровых и фаянсовых изделий в год. Качество при этом не страдало – изделия фабрики получили высшие награды Всемирной выставки в Париже и Международной выставки в Нью-Йорке. Манера росписи постоянно менялась, в то же время оставаясь узнаваемой.

Рисунок на чайниках, клейменных гордым соколом, сформировался под влиянием художника Петра Леонова и его знаменитого сервиза «Золотой олень» с народным орнаментом, яркой контрастной палитрой с преобладанием оранжево-красного, зелёного и синего цвета. А вот как художники работают сегодня, можно узнать из экскурсии по предприятию.

Прогулка вдоль туннельных печей

В 2012 году завод, приватизированный его работниками в 1990-е, оказался на грани остановки. Над ним нависла огромная налоговая задолженность, оборудование было старым и энергозатратным, на заводе трудилось всего 500 мастеров. Сегодня предприятие получило новое развитие – тут установили новые немецкие туннельные печи, шесть печей периодического действия, появилось много литьевого оборудования ведущих зарубежных фирм: в общем, история повторяется. Масштабная реорганизация пошла предприятию на пользу. Сегодня Дулевский завод – один из крупнейших производителей фарфора в Европе. Значительная часть продукции делается здесь в технике «деколь», с помощью трафаретов и печати. Однако живы и розочки-агашки: завод продолжает выпускать высокохудожественный фарфор ручной работы, руку человека ничем заменить нельзя. Экскурсантам на предприятии покажут всё: от замеса раствора до обжига. Штамповка, сушка, мелкая обработка (ручки к кофейным чашкам приклеивают вручную), нанесение глазури и роспись – это можно увидеть своими глазами.

особенно приятно побродить по художественному цеху: мастерицы заняты делом, но всегда найдут минутку, чтобы ответить на вопрос. Стоимость часовой экскурсии – 1000 рублей.

Революционные супницы и собственноручные агашки

Музей фарфора при фабрике не просто большой, а очень большой, вместивший в себя богатейшую коллекцию фарфора – от работ мастеров кузнецовской эпохи до современной продукции. Экспозиция поделена на три зала. В первом, историческом, выставлены документы и экспонаты, связанные с историей завода. Свидетельства, грамоты, регалии, неожиданные диковинки, вроде фарфорового Николая II в окружении семейства; изящной, но довольно увесистой вазы с изображением самого Кузнецова или императорских наград, заслуженно полученных «самодержцем российского фарфора». Второй зал не менее интересен, в нем собраны авторские работы художников и скульпторов, работавших на предприятии. Здесь можно увидеть блюдо «Садко», руку к которому приложил Михаил Врубель, «Партизанку» Веры Мухиной (скульптор специально приехала в Дулево зимой 1942 года, чтобы запечатлеть подвиг Зои Космодемьянской), блюдо с картой Сталинградской битвы и чашки с портретами советских полководцев Жукова и Рокоссовского. Коллекция революционного фарфора тоже впечатляет: супницы с гербами, тарелки с сюжетами из жизни Ленина, вазы с красноармейцами и даже огромная двухметровая фаянсовая колонна, посвященная юбилею Конституции. Завершает экспозицию сказочный зал. Тут и чайный набор с пушкинскими мотивами, и персидские мотивы, и жар-птицы, рвущиеся с глазури.


Быстро пробежать мимо витрин здесь не получится, каждый предмет требует внимательного взгляда и отдельного поста в инстаграм.

Можно взять в руки кисть самому и попробовать сотворить что-нибудь не менее прекрасное: под руководством опытного наставника отпустить воображение, взять белоснежную тарелку и прилежно выводить агашки. Если с рисунком не вышло – не отчаивайтесь: в магазине при заводе можно купить все, что душе угодно.

Расписанный вручную фарфор недёшев – чайный набор, который стоял у вашей мамы или бабушки в серванте, вполне может потянуть на тысячи рублей.

Музей работает со вторника по пятницу с 9.00 до 16.45, с перерывом с 12.00 до 12.45. В субботу перерыва нет. Билеты стоят от 100 до 200 рублей, стоимость часовой экскурсии для группы – 1000 рублей. Мастер-классы проходят ежедневно с 9.00 до 17.00. Перед приездом обязательно позвоните по телефону 8 (926) 911-29-51 и запишитесь. Стоимость мастер-класса зависит от числа участников. Если в группе больше десяти человек, то каждый заплатит от 250 до 350 рублей. В группе от трех до 10 человек – 500 рублей. Индивидуальный мастер-класс можно получить за тысячу рублей.


Как добраться

От Курского вокзала электричкой, следующей до станций Крутое или Петушки. Остановка - "Орехово-Зуево". Далее автобусом или маршрутным такси №21 до остановки "Дулевский фарфоровый завод".

Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, д. 15, 8 (496) 414-36-60, 8 (926) 216-84-16. http://dfz.ru

Над публикацией работали:

Даниил Коломийчук  (Автор текста)
Люба Колесник  (Редактор)
Михаил Огородников  (Фоторедактор)

Ссылка:  https://welcome.mosreg.ru/stories/dulyovo-porcelain-works

Возврат к списку