История завода

Основание завода

Дулевский фарфоровый завод основан в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым. Идея была создать массовый фарфор, и уже через 20 лет он сделал завод ведущим предприятием России. Фарфор завода отличался благородной простотой - ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись - более яркая, броская. Поэтому акцент был сделан на самобытность, народное творчество, национальные особенности и традиции, в результате которого родился неповторимый дулевский стиль - "агашки". От этих бесхитростных агашек и розанов, от народного письма по керамике пошли все дулевские рисунки, в них - душа Дулевского фарфорового завода. Наибольшее развитие завод получил при управлении Матвеем Кузнецовым, который создал Товарищество фарфоровых производств в России. Цеха завода были оснащены новым оборудованием из Франции.

В 1902 году М.С. Кузнецов был включен в почетный список поставщиков императорского двора. Для реализации своих замыслов он приглашал на работу известных художников, в том числе знаменитого российского художника М.А.Врубеля.

Знак поставщика двора Его Императорскаго Величества

Знаменитое блюдо «Садко».
Роспись М.А. Врубель

Советский период развития завода

В 1918 году после Октябрьской революции завод был национализирован Советской властью. C 1918 года по 1991 год завод и дальше оставался флагманом в своей отрасли. Количество работающих было более 6,5 тысяч человек и выпуск превышал 75 млн изделий, что являлось самым большим показателем в Европе. Помимо массового фарфора, на заводе создавались шедевры русского фарфора. В эту эпоху в уникальной мастерской завода работали такие известные художники как П.В. Леонов, И.Г.Коньков, А.И.Прохоров, Ф.Ф.Маслов, В.К. Яснецов, С.Г.Аникин, С.Е. Медведев, скульпторы А.Г. Сотников, П.М.Кожин, А.Д. Бржезицкая, О.М.Богданова, Н.А.Малышева, Г.Д. Чечулина, Е.И.Гатилова. Знаменитый скульптор Мухина Вера Игнатьевна, которая создала скульптуру "Рабочий и колхозница", в советское время работала на Дулевском фарфоровом заводе. Работы заводских скульпторов и художников украшают музеи и картинные галереи страны, пользуются спросом у коллекционеров всего мира. Изделия мастеров завода были отмечены многочисленными премиями и наградами, например, скульптура А. Г. Сотникова "Сокол", получившая медаль "Гран-при" в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе, стала нашим символом, а ее графическое изображение - торговой маркой предприятия. В 1976 году за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли завод был награжден орденом Ленина.

1937 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже

1937 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже за рисунок «Красавица», выполненный заслуженным художником РСФСР Леоновым Петром Васильевичем.

Всемирная выставка 1937 года проходила с 25 мая по 25 ноября в Париже под девизом: «Искусство и техника в современной жизни»

Борьба за главный приз развернулась между павильонами СССР и Германии. Ко времени проведения выставки было приурочено открытие Музея человека.

Павильон СССР

Панорама выставки

1958 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе

Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе1958 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе за скульптуры «Сокол» и «Курица», созданные скульптором Сотниковым Алексеем Георгиевичем и за рисунок «Золотой олень», выполненный заслуженным художником РСФСР Леоновым Петром Васильевичем.

1976 г. — Орден Ленина — «за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли».

1976 г. — Орден Ленина — «за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли».

Постсоветский период.

С 1991 года завод находился в собственности трудового коллектива. В 2012 году, в связи с тяжелым финансовым положением, по решению коллектива завод был продан российским бизнесменам, как стратегическим инвесторам, предложившим путь оздоровления предприятия.

Новейшая история развития завода.

С 2012 по настоящее время на заводе идет масштабная модернизация. Установлены новые печи чешского и французского производства, смонтировано новое оборудование для формования изделий. Сегодня это современное, технически оснащенное предприятие с непрерывным технологическим циклом, на котором работает более 700 человек. И завод, по-прежнему, является самым крупным заводом России и одним из крупнейших заводов Европы по выпуску высококачественного фарфора для самых широких слоев населения. Мастера дулевского завода проводят большую работу по внедрению новых форм и рисунков. Над совершенствованием технологических процессов изготовления фарфора непрерывно работают лучшие технологи. Дулевский фарфоровый завод поставляет свою продукцию в 75 регионов России, в 6 стран ближнего зарубежья, а также в США, Канаду, Норвегию и другие страны.

IMG_2200.JPG

Клейма Дулевского фарфорового
завода

Клейма раннего периода Кузнецовского фарфора. (1810—1860-е годы) 

Ранние Кузнецовские клейма имеют различную конфигурацию — заключены в круг, оформлены виньеткой. Чаще всего они бывают вдавленными в тесте, а затем прорисованными синей или зеленой надглазурными красками. Встречаются орфографические ошибки в написании (марки №№ 4, 7). Марки №№ 1—5 воспроизводятся впервые, на изученных вещах — зеленые. Клеймо № 11 — вдавленное в тесте. По стилистическому анализу предметы, отмеченные марками №№ 1—5, относятся к 40—50-м годам XIX века.



Клейма Дулевского завода (1832—1917)

Марки крупнейшего Кузнецовского производства довольно разнообразны по начертаниям, отражают самый длительный по времени этап работы.
Марка № 12 (вдавленная в тесте) отнесена А. Б. Салтыковым к 1853 — 1863 годам, то есть к периоду деятельности Сидора Терентьевича Кузнецова, однако обнаруженная нами чайница с таким клеймом тяготеет стилистически к 30—40-м годам XIX века.
Марки №№ 13, 14 — кобальтовые, также периода деятельности Сидора Терентьевича (1853—1863).
Марки №№ 15—21 относятся к раннему периоду деятельности Матвея Сидоровича Кузнецова (1864—1889). Чаще всего встречаются надглазурные голубые (цвет надглазурных фабричных клейм — красных, синих, зеленых — указывает на сортность изделий); №19 — выполнена золотой краской.
Марки №№ 19—22 воспроизведены впервые. Надписи на клеймах №№ 21 — 22 характерны для восточного товара.
Марка № 22 — периода Товарищества (1889—1917).



Известна лишь одна марка, относящаяся к производству в деревне Короткой близ Дулева. Марка редкая. В виньетке под шестиугольной звездой надпись — «С. Т. Кузнецова в Короткая».



Клейма раннего периода Дулевского Фарфорового Завода. (1917—1963)



Современное клеймо завода, действующее с 1964 года




Наверх