Дулевский фарфоровый завод основан в 1832 году выходцем из Гжели Терентием Кузнецовым, задумавшим наладить массовое производство фарфора. И уже через 20 лет он сделал завод ведущим предприятием России. Фарфор завода отличался благородной простотой - ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись - более яркая, броская. Поэтому акцент был сделан на самобытность, народное творчество, национальные особенности и традиции, в результате чего родился неповторимый дулевский стиль - "агашки". От этих бесхитростных агашек и розанов, от народного письма по керамике пошли все дулевские рисунки, в них - душа Дулевского фарфорового завода. Наибольшее развитие завод получил при управлении Матвеем Кузнецовым, который создал Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий. Цеха завода были оснащены новым оборудованием из Франции.
В 1902 году М.С. Кузнецов был включен в почетный список поставщиков императорского двора. Для реализации своих замыслов он приглашал на работу известных художников, в том числе знаменитого русского художника М.А.Врубеля.
В 1918 году завод был национализирован. В первые годы советской власти все силы были направлены на восстановление и дальнейшее развитие производственных мощностей. Но мирный, созидательный труд перечеркнула Великая Отечественная война, во время которой вся работа велась для фронта и для Победы. В послевоенное время в 1950 году завод по объему продукции достиг довоенного уровня . Помимо массового фарфора, на заводе создавались шедевры русского фарфора. В эту эпоху в уникальной мастерской завода художественной лаборатории работали такие известные художники как Пётр Васильевич Леонов, Иван Григорьевич Коньков, А.И.Прохоров, Ф.Ф.Маслов, Владимир Климентьевич Яснецов, С.Г.Аникин, С.Е. Медведев, скульпторы Алексей Георгиевич Сотников, Павел Михайлович Кожин, Аста Давыдовна Бржезицкая, Ольга Михайловна Богданова, Нина Александровна Малышева, Галина Дмитриевна Чечулина, Евгения Ильинична Гатилова. Работы заводских скульпторов и художников украшают музеи и картинные галереи страны, пользуются спросом у коллекционеров всего мира. Изделия мастеров завода были отмечены многочисленными премиями и наградами. Скульптура А. Г. Сотникова "Сокол", получившая медаль "Гран-при" в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе, стала символом Дулевского фарфорового завода, а ее графическое изображение - торговой маркой предприятия. В 1976 году за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли завод был награжден орденом Ленина.
1937 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже
1937 г. - Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже за рисунок "Красавица", выполненный главным художником Леоновым Петром Васильевичем.
1958 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе
1958 г. - медаль "Гран при" на Всемирной выставке в Брюсселе за скульпторы "Сокол" и "Курица" созданные скульптором Сотниковым Алексеем Георгиевичем. Рисунок "Золотой олень", выполненный главным художником Леоновым Петром Васильевичем, - Большая золотая медаль.
1976 г. — Орден Ленина — «за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли».
С 1991 года завод находился в собственности трудового коллектива. В 2012 году, в связи с тяжелым финансовым положением, по решению трудового коллектива завод был продан российским бизнесменам, как стратегическим инвесторам, предложившим путь оздоровления предприятия.
С 2012 года по настоящее время на заводе идет масштабная модернизация. Установлены новые печи чешского и французского производства, смонтировано новое оборудование для формования изделий. Сегодня это современное, технически оснащенное предприятие с непрерывным технологическим циклом, на котором работает более 700 человек. Завод, по-прежнему, является самым крупным заводом России и одним из крупнейших заводов Европы по выпуску высококачественного фарфора для самых широких слоев населения. Мастера дулевского завода проводят большую работу по внедрению новых форм и рисунков. Над совершенствованием технологических процессов изготовления фарфора непрерывно работают лучшие технологи. Дулевский фарфоровый завод поставляет свою продукцию в 75 регионов России, в 6 стран ближнего зарубежья, а также в США, Канаду, Норвегию и другие страны.
Клейма Дулевского завода (1832—1917)
Марки крупнейшего Кузнецовского производства довольно разнообразны по начертаниям, отражают самый длительный по времени этап работы.
Марка № 1 (вдавленная в тесте) - наиболее ранняя из известных, её сложно отнести к 1830 - 1840 годам.
Марки №№ 2, 3 — кобальтовые, также периода деятельности Сидора Терентьевича (1853—1863).
Марки №№ 4—10 относятся к раннему периоду деятельности Матвея Сидоровича Кузнецова (1864—1889). Чаще всего встречаются надглазурные голубые (цвет надглазурных фабричных клейм — красных, синих, зеленых — указывает на сортность изделий); №9 — выполнена золотой краской.
Марки №№ 8—11 воспроизведены впервые. Надписи на клеймах №№ 10 — 11 характерны для восточного товара.
Марка № 11 — периода Товарищества (1889—1917).
Клейма раннего периода Дулевского Фарфорового Завода. (1918—1962)
Современное клеймо завода, действующее с 1962 года
Современное клеймо завода, действующее с 2007 года
Наносится только на авторские работы