Сообщество Houzz о Дулевском фарфоровом заводе

Меньше чем в 100 км от Москвы, в городке Ликино-Дулево с населением чуть больше 30 тысяч человек, находится один из самых знаменитых фарфоровых центров России — Дулевский завод, основанный еще в первой половине XIX века. А его новый музей стоит того, чтобы специально отправиться в небольшое путешествие по Подмосковью.
Дулевский завод, основанный в 1832 году Терентием Кузнецовым, до Октябрьской революции был частью огромной империи «фарфоровых королей» России. Появление этого предприятия расширило семейный бизнес за пределы родного для Кузнецовых гжельского края.

К началу XX века принадлежащие этой династии заводы и месторождения необходимого для производства сырья были разбросаны по всей стране — от Риги до Урала и Сибири. Там выпускали широчайший спектр товаров — начиная с сантехники, фаянса и недорогого массового фарфора и заканчивая штучными дворцовыми вещами. Часть краснокирпичных корпусов нынешнего заводского комплекса была построена еще при последних Кузнецовых. Правда, сегодня производства в этих зданиях уже нет.

Еще одна архитектурная жемчужина, на которую стоит посмотреть в городе —построенный для завода в самом конце 1920-х Дворец культуры, единственный проект знаменитого архитектора-конструктивиста Константина Мельникова, реализованный за пределами Москвы.
Дулевское предприятие было одним из самых крупных у Кузнецовых и специализировалось на массовой продукции. Свой профиль — ориентацию на массовость и большие объемы производства — национализированный в 1918 году завод, одно время носивший имя газеты «Правда», сохранил и в советскую эпоху. В период расцвета производства здесь работало более 6000 человек. Сегодня — около 700. Тем не менее предприятие сохраняет свой статус одного из самых крупных в Восточной Европе.
Мир машин
Во времена Кузнецовых завод имел возможность закупать лучшее зарубежное сырье, хотя разработки собственных месторождений тоже велись достаточно активно. С советского времени, по понятным причинам, здесь используют сырье из разных регионов России или стран СНГ.

Прежде чем статьи чашкой, чайником или скульптурой и попасть в руки художников, будущий фарфор проходит несколько стадий обработки на сложном оборудовании: массу перемешивают и измельчают в мельницах, избавляют от металлических включений с помощью специальных магнитов и т.д.
В результате получается вот такая «фарфоровая колбаска». Ее диаметр зависит от типа будущих предметов. Например, из такой получаются большие блюда. На выходе массу проверяют: если она достаточно пластична и гнется без повреждений — полуфабрикат можно отпускать дальше.
Маленькие секреты чашки…
Чтобы получить легчайшие тонкостенный чашки, жидкую массу подают в формы, а через несколько секунд откачивают, чтобы застыть успел только небольшой слой. Получившиеся предметы отправляются дальше, а формы сушатся и возвращаются к мастеру.
Формовать те же чайники на старом отечественном оборудовании могут считанные мастера — для этого нужен не только опыт и навыки, но и немалая физическая сила.
В руках опытного мастера чайник приобретает законченный вид, прирастая носиком и ручкой, буквально за пару движений. Зрелище, надо сказать, совершенно завораживающее.

… и чайника
Маленький секрет дулевских чайников, выполненных по старинной технологии: в месте крепления носика в корпусе делают дырочки, которые затем работают как ситечко, не давая заварке попасть в чашку. У чайников, отлитых вместе с носиком, такого нет.
Во времена Кузнецовых производство на Дулевском заводе было одним из самых передовых. Владельцы вкладывали в закупку современного оборудования немалые средства, но расходы окупались благодаря снижению себестоимости продукции и увеличению объемов производства, которые делала возможными модернизация.

В советское время вокруг завода возник целый комплекс связанных с ним предприятий: собственное бюро, разрабатывавшее необходимую технику, красочный завод, художественная лаборатория и т.д. Но большая их часть не пережила трудностей нового времени. Исключением стал только Дулевский красочный завод, которые и сегодня выпускает деколь, краски и золото для декорирования.

После того, как в 2012 году фарфоровый завод сменил собственников, здесь появилось новое европейской оборудование, в основном из Франции: печи, машины для литья под давлением и другое.
Вещи из фарфора на заводе могут проходить от двух до пяти обжигов: все зависит от сложности декора. Максимального количества операций требуют, например, фирменные сервизы с историей вроде «Золотого оленя».
В цехе уникальной скульптуры работают всего два мастера. На фото — процесс доработки очаровательного мишки на самокате из цирковой серии, вернувшейся в ассортимент из 1970-х. Восстановить исторические образцы порой оказывается не так просто: иногда фарфоровая пластика того или иного типа выходила из моды, формы для отливки убирали подальше — а потом не находили. Какие-то из них на заводе порой восстанавливают заново.
Цветочки и не только
На Дулевском заводе до сих пор используют два способа декорирования: деколь и ручную роспись. Деколь — своего рода переводная картинка на фарфор, позволяющая существенно экономить время работы над предметом, появилась в России еще в конце XIX века благодаря Матвею Сидоровичу Кузнецову. Один из самых знаменитых представителей семьи, с именем которого связан расцвет дореволюционного производства, сначала закупил во Франции готовый декор этого типа, а затем, оценив все преимущества, — и оборудование для его производства.
Наша любимая рубрика: музы российских мастериц декоративно-прикладного искусства. Кого-то вдохновляет Аль Пачино, а кого-то — актер Максим Аверин.
Ручная роспись посуды в сравнении с деколью занимает несопоставимо больше времени, но и ценится такой декор, как любая не машинная работа, выше. Вручную на заводе расписывают скульптуры и фирменные сервизы. В их числе знаменитый «Золотой олень»,«Красавица в синем»,«Розовая птица» и многие другие.
Один из самых знаменитых хитов Дулевского завода — «Красавица в синем». Рисунок был придуман в 1936 году местной легендой — многолетним руководителем завода и талантливым дизайнером Петром Васильевичем Леоновым. Он идеально попал в стилистику 1930-х, причем речь в данном случае можно вести не только о советском, но и о мировом художественном контексте. В 1937 году этот рисунок получил золотую медаль парижской Всемирной выставки.«Красавица в синем» выпускается до сих пор с небольшими изменениями: формы 30-х со временем были заменены на «Тюльпан», а вместо подглазурного кобальта (именно он дает фарфору этот глубокий темно-синий цвет), сегодня используется роспись надглазурными красками более яркого оттенка.

Вот так современная «Красавица» выглядит до обжига.
Очень эффектно смотрится незаконченный «Золотой олень» в красно-белом варианте: пока есть только фон, но нет еще ни цветов, ни, собственно, золота. Такой тип рисунка создается с помощью трафарета. Завершенный вариант росписи — на фото ниже.
«Золотой олень» — еще одно знаменитое творение Петра Леонова. Этот рисунок (вместе со скульптурами «Сокол» и «Курица») тоже получил золотую медаль Всемирной выставки, но уже в 1958-м. К слову, «Сокол» стал символом Дулевского завода, и с 1964 года его можно видеть на клейме предприятия.
Те части рисунка, которые должны быть золотыми, покрываются в последнюю очередь. В случае с «Розовой птицей» это фон, а с«Золотым оленем» — само животное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…

День в музее
Новый музей Дулевского фарфорового завода открылся не так давно: возможность отдать под экспозицию большие площади появилась после реконструкции и возведения новых административных корпусов. Результат стоит того, чтобы приехать сюда специально. Пусть даже от железнодорожной станции Орехово-Зуево до Ликина-Дулева нужно добираться маршруткой или такси.

Здесь можно увидеть как вещи кузнецовского времени, декорированные в стиле историзм или модерн (такие могли остаться от бабушек), так и фантастическую по качеству и размеру коллекцию советского периода. Для многих увиденное наверняка раз и навсегда изменит мнение об отечественном дизайне, особенно если раньше оно было не самым лестным. И заставит поселиться на популярных интернет-площадках в поисках винтажных экземпляров фантастической красоты.
Одна из «жемчужин» музейной коллекции — сервиз под хохлому, известный под названиями «Посольский», «Президентский» и «Орнамент под дерево». Он был выполнен в 1934 году по заказу американского посла Буллита для президента США Франклина Рузвельта. Говорят, в Белом доме им до сих пор пользуются во время торжественных приемов. Выдающемуся управленцу Леонову удалось получить этот заказ, несмотря на то, что по-английски он, как говорят, знал всего пару слов, одно из которых — «Ок».

Рисунок под хохлому в данном случае не только дань национальным традициям, но и эффектная попытка превратить в достоинства собственные недостатки. В первые годы советской власти заводу, отрезанному от зарубежных поставок, не сразу удалось наладить производство достаточно чистой фарфоровой массы: очистные сооружения были в ту пору не самыми мощными. А большое количество закрытого позолотой фона позволяло сделать это незаметным.
На фото — редкая скульптура Галины Чечулиной, изображающая великую балерину Майю Плисецкую в образе Кармен. Вещь музейного уровня, которая не запускалась в массовое производство.
Еще один пример авторского фарфора — произведения Владимира Яснецова, основателя целой династии художников-фарфористов. Из-под его кисти выходили словно живые пейзажи и натюрморты, напоминающие о богатой живописной традиции XX века. До сих пор на заводе выпускается придуманный им рисунок «Кизил».
Сегодня у многих людей фирменный стиль Дулевского завода ассоциируется с розами-агашками —красочными цветами в духе примитивизма. Но на самом деле местные художники разрабатывали и космическую тему, и эффектную геометрию в духе модного минимализма 1960-х, которая способна вписаться в любой современный интерьер.

Другое дело, что не все формы и рисунки потом попадали в серийное производство. Поскольку предприятие всегда было ориентировано на большие объемы, приходилось делать выбор в пользу удобных форм, дающих при производстве наименьший процент брака. А, например, посуда с высоким бортиком, как у геометрического сервиза на фото, к таким, увы, не относится. Подобные вещи выпускались, в лучшем случае, небольшими сериями и сегодня являются объектами коллекционирования.

А так же вы можете посмотреть видео перейдя по этой ссылке Портрет: Дулевский фарфоровый завод

Ссылка:  http://www.houzz.ru/ideabooks/65419534?utm_source=Houzz&utm_campaign=u2898&utm_medium=email&utm_content=gallery0

Возврат к списку